Варан Орёл Лис Опоссум Черепаха
Шимун Врочек

Шимун Врочек

Родился в 1976 году на Урале, в городе Кунгур, вырос в Нижневартовске. Окончил Университет нефти и газа имени Губкина, начал учебу в аспирантуре, но в 2003 году бросил и поступил в ГИТИС на актерский факультет. Через год перешел в Щукинское училище на режиссуру драматического театра (курс Леонида Хейфеца). В 2005 году, после рождения дочери, из училища ушел. В литературе дебютировал в 2001 году, рассказом «Три мертвых бога», напечатанным на страницах газеты «Фантаст». Первая книга, сборник рассказов «Сержанту никто не звонит», вышла в 2006 году. Автор романов «Дикий Талант» (совместно с Виталием Обединым) и «Метро 2033: Питер», нескольких десятков повестей и рассказов. Победитель конкурса «Рваная грелка» (2005), лауреат премий журнала «Мир фантастики» за лучший отечественный сборник (2006), «Золотой кадуцей» (2006) и «Золотой Роскон» (2011). Живет в Москве. 

Автор книг

АВТОР О СЕБЕ

По опроснику Марселя Пруста

1. Какие добродетели Вы цените больше всего?

Список добродетелей в студию, пожалуйста. За тысячи лет все так изменилось. Теперь умение съесть врага целиком, не оставив даже косточек, уже не считается добродетелью. Странно. Ну… тогда я еще подумаю. Ладно?

2. Качества, которые Вы больше всего цените в мужчине?

Ум, честь, упрямство и чувство юмора.

3. Качества, которые Вы больше всего цените в женщине?

Красивые ноги и чувство юмора. Это сексуально.

4. Ваше любимое занятие?

Писать книги…Что, поверили?

5. Ваша главная черта?

Упрямство.Вспомним 300 спартанцев. Когда умные, храбрые, сильные уже умерли, упрямые продолжают бить наступающих персов.

6. Ваша идея о счастье? 

Счастье — это процесс, а не результат. Иначе люди бы гораздо реже занимались сексом. Да и детей было бы гораздо меньше…

7. Ваша идея о несчастье?

Отсутствие секса. И детей.

8. Ваш любимый цвет и цветок?

Цвет бедра испуганной нимфы… не знаю, что это. Но мне нравится название. Наверное, роза. Потому что это единственный цветок, который я могу назвать в магазине, когда меня спрашивают: что вам?

9. Если не собой, то кем Вам бы хотелось бы быть?

Спартанским царем Леонидом. Он совершенно круто сказал «This is SPARTAAAA!» Вот с такой фразой можно войти в вечность.

10. Где Вам хотелось бы жить?

В Ирландии, на берегу холодного моря, в каком-нибудь старинном замке… Нет.Не знаю где, но в деревянном доме, точно. В большом деревянном доме.

11. Ваши любимые писатели?

Хемингуэй. Фолкнер. Джеймс Эллрой. Василий Шукшин. Стивен Кинг. Антон Чехов. И сукин сын Чак Паланик!

12. Ваши любимые поэты?

Маяковский. Киплинг. Том Уэйтс. И тот, кто написал «… мои ты топчешь грезы. Ступай же осторожней, я стреляю!»

13. Ваши любимые художники и композиторы?

Из композиторов Врубель, а художников не помню. А если без шуток, то:художники: Дега, Веласкес, Ван Гог; композиторы: Carlos Libedinsky. Сейчас, наверное Andrew Lloyd Webber с его «Иисус Христос — Суперзвезда»; Чайковский, его первый концерт охренителен совершенно.

14. К каким порокам Вы чувствуете наибольшее снисхождение?

К собственным. И еще к порокам Мэла Гибсона. Я их понимаю. И к порокам Скарлетт Йохансон. Она вся состоит из пороков. Просто вся. И она прекрасна.

15. Каковы Ваши любимые литературные персонажи?

Капитан Блад. Капитан Ахав. Джеймс Бонд. Скарамуш. Крутой главный герой из любого романа Хэммета. Граф Монте-Кристо.

16. Ваши любимые герои в реальной жизни?

Че Гевара. Элвис Пресли. Пожарные. Клинт Иствуд.

17. Ваши любимые героини в реальной жизни?

Скарлетт Йохансон. Она мне нравится.

18. Ваши любимые литературные женские персонажи?

Анжелика, маркиза Ангелов. Джейн Эйр. Скарлетт Йо… простите, О’Хара. Роковая блондинка из любого нуар-романа Хэммета.

19. Ваше любимое блюдо, напиток?

Фенотропил. Чай с сахаром.

20. Ваши любимые имена?

Скарлетт Йохансон. Василиса (это моя дочь). Лариса (это на случай, если моя жена меня прочитает).

21. К чему Вы испытываете отвращение?

К вопроснику Пруста. Нет, к самому Прусту… Такого претенциозного товарища, к тому же совершенно лишенного чувства юмора, еще надо поискать. А в целом: к человеческой глупости и жадности.

22. Какие исторические личности вызывают Вашу наибольшую антипатию?

Марсель Пруст… хотя нет. Тот идиот, что приказал бельгийским миротворцам сдать оружие, когда повстанцы пришли вырезать семью премьер-министра Руанды. Которую (премьер-министр была женщина), между прочим, бельгийцы должны были охранять. Но они сдали оружие, повстанцы на их глазах изнасиловали и убили женщин и детей, а потом — кастрировали, пытали и убили самих миротворцев. Это, извините, цензурными словами не называется. Бельгийцы могли умереть мужчинами, а умерли с собственными членами во ртах.

23. Ваше состояние духа в настоящий момент?

СПАТЬ.

24. Ваше любимое изречение?

Поехали!

25. Ваше любимое слово?

Скарлетт Йохансон.

26. Ваше нелюбимое слово?

Опросник Пруста! А черт, это же два слова. Я тогда еще подумаю, ладно?

27. Если бы дьявол предложил Вам бессмертие, Вы бы согласились?

… … … … … … … … … … … … … … … … … …!(с) Эту фразу я только что продал Квентину Тарантино для нового сценария, за пятьдесят тысяч долларов.

28. Что Вы скажете, когда после смерти встретитесь с Богом?

Да… не вовремя я купил Ferrari.

АВТОР О «РИМЕ»

1. Давай начнем с самого начала: Шимун Врочек — это на каком языке?

На польском! Вернее, там интересней: Шимун — это ассирийская форма имени Симон, Врочек — «жучок» (это на чешском). А взял я псевдоним в честь героя одного польского фильма. Фильм был очень хороший, только я не помню, как он называется. Иногда мне кажется, что я его просто придумал.

2. Почему именно Рим?

Потому что я его обожаю! В детстве я зачитывался книгами об Античности, читал все, что можно было найти на эту тему. В Риме есть нечто потрясающее — некая трудноуловимая красота строгости, величия и силы духа.Многие думают, что Рим непрерывно побеждал, поэтому стал самой огромной державой мира на тот момент. Но если разобраться — ничего подобного! Римляне проиграли больше битв, чем все остальные народы мира вместе взятые. Если посмотреть статистику переписи населения Рима по годам, то цифры покажут, что порой численность жителей падала в два-три раза. Но у римлян было одно потрясающее качество — после каждого поражения они вставали на ноги. Это как боксер, который в каждом раунде получает в челюсть, падает, но каждый раз упорно поднимается. И на последней минуте укладывает соперника в нокаут. Все. В жизни победа по очкам не засчитывается. Только нокаут. Рим одолел Пирра, победил в Пунических войнах, справился с нашествием галлов. А однажды напали варвары, не помню, где именно, где-то в Африке. Лишних войск на тот момент не было, а варвары идут. Что делать? Тогда из Рима послали одного (!) старого сенатора, который, не заморачиваясь, вышел к царю варваров, стоявшему во главе войска, и сказал: «Это владение Рима. Валите». Царь варваров посмотрел на несгибаемого старого хрыча, поскрипел зубами… И варвары свалили.

Вот это и называется: пассионарность.

3. Говоришь, Пунические войны, Пирр. А какой период, на твой взгляд, в истории Древнего Рима самый интересный?

В детстве больше всего меня интересовала борьба римлян с Карфагеном. И, конечно, я болел за Ганнибала. До сих пор помню: Ганнибал Барки, Ганнибал Молния! Это был мой герой. Великий полководец, громивший римлян, где только можно. Думаю, на свой счет как полководца Ганнибал мог записать примерно двести тысяч убитых врагов. И еще у него были слоны! В детстве я до смешного переживал, что Ганнибал в итоге проиграл. Это я сейчас понимаю, что Карфаген был ничем не лучше Рима… Такие же захватчики, оккупанты и рабовладельцы, в сущности. Так что следующим моим героем стал восставший раб. Это был Спартак, великолепная книга Джованьоли о нем — моя любимая. Я до сих пор с удовольствием ее перечитываю. А дальше… Я был в классе третьем, когда увидел в магазине двухтомник Плутарха «Сравнительные жизнеописания». А я о нем только слышал. В городской библиотеке Нижневартовска Плутарха не было. Пришлось выпросить у мамы деньги, чтобы купила. Я прочитал два тома за один день и стал фанатом Гая Юлия Цезаря. Впрочем, я до сих пор восхищен этим человеком. Так что времена поздней Республики, время перелома, гражданских войн и начала принципата — мои любимые, пожалуй.

4. Наверное, когда ты писал роман, смотрел какие-то фильмы про Рим?

Чтобы проникнуться. Было дело, да. Помню, в пионерском лагере нам показывали фильм «Спартак» с Кирком Дугласом. Тогда он казался мне шедевром. А недавно пересмотрел — скучно, наивно, бестолково, зато о свободе. В отличие от «Бен-Гура», который до сих пор отлично смотрится. Какая там гонка на колесницах! Чистый адреналин. «Формула-1» отдыхает. Посмотрите обязательно. Сейчас такого не делают. Там все настоящее: настоящие лошади, живые люди, страх, азарт, столкновения колесниц… Боюсь, даже травмы настоящие. Тогда все делалось вживую, ни грана компьютерной графики там нет. А вообще классический набор: пеплумы, «Спартак», недавние «Гладиатор» и «Орел Девятого легиона». И еще очень хороший английский сериал «Рим». В нем есть атмосфера и жестокость нравов того времени.

5. В самом начале книги описываются похороны брата героя. Актер надевает восковую маску с лицом умершего и участвует в похоронном шествии, подражая его походке и голосу. Это авторская выдумка или римляне действительно так поступали?

Правда! Римляне действительно так делали. Конечно, далеко не все. У бедняков похоронные обряды были намного проще: умершего сжигали на маленьком костре или закапывали в землю. Никаких речей, восковых масок или гладиаторских боев. Зато похороны сенатора или консула — о, здесь целое представление! Весь город шел смотреть, как на спектакль.В атриуме каждого римского дома — то есть, по-нашему, в гостиной — обязательно была стена с восковыми масками предков. Римляне чтили усопших, спрашивали у них совета, делали приношения. Эти же маски надевали на мимов для шествия на похоронах. Таким образом, предки участвовали во всей жизни римлянина. Знатного римлянина хоронили по-особому, тут нельзя ударить лицом в грязь. Как правильно заметил главный герой книги, Гай, «похороны —это очень дорогое удовольствие».

6. В книге упоминается, что отец Гая погиб во время «проскрипций». Что это вообще такое?

Проскрипции — это римский вариант репрессий. Карательный механизм придумали, увы, задолго до товарища Сталина. Вспомним, что это было за время. Римская Республика перестала существовать. Разрушитель ее, диктатор Гай Юлий Цезарь, убит в сенате. После этого несколько десятилетий шла гражданская война. В итоге выиграл Октавиан Август (император Август — в романе).Когда идет гражданская война, появляются и репрессии — из-вестная штука. Временный победитель возмещает свои убытки за счет временно побежденного. Римляне подошли к организации такого избиения со свойственной им дотошностью. Фактически, проскрипции (от слова «скрипа» — «список») — это список тех, кто объявлен на данный момент врагом «сената и народа Рима». Список высекали в гипсе и оглашали на Форуме. Граждане, чьи имена были названы, считались с этого момента вне закона. Им давали выбор — покончить жизнь самоубийством или попытаться бежать. На принятие решения у них было несколько дней — до момента, как списки будут высечены в граните. Странный выбор, думаете? Конечно, нужно бежать, спасаться! Увы, не все так просто. Подвох в том, что «список» составлялся победителями в первую очередь для того, чтобы возместить собственные расходы и нажиться. (Именно поэтому богатые люди рисковали угодить в список, даже не будучи врагами победителя.) Фактически это настоящий шантаж. Те, кто выбирал самоубийство, тем самым сохраняли для близких свое состояние. Имущество и владения тех, кто бежал или пытался бежать, — конфисковывались. Дети и близкие родственники приговоренногооказывались на улице без медного обола в кармане. То есть, убивая себя, человек сознательно шел на жертву радисвоих детей. Своего будущего. Это важно. Чтобы в Риме сыну сенатора стать сенатором, недостаточно просто родства и связей. Нужно владеть определенным состоянием. Это называется «ценз» — не меньше миллиона сестерциев. Поэтому ради будущего детей многие действительно выбирали самоубийство. Отец Гая был убит вольноотпущенниками императора Августа. К этому моменту лазейку с самоубийством уже закрыли. Самое жуткое в этом, что пассионарность — то, что Лев Гумилев определяет как «способность к самопожертвованию», — использовали для того, чтобы заставить пассионариев уничтожать самих себя. Вместо того чтобы жертвовать собой на поле боя ради будущего, они были поставлены в ситуацию, когда только их жертва и требуется. Гражданские войны выкосили почти всех римских пассионариев. Некому стало толкать дальше эту махину, Рим. Хотя она еще катилась по инерции долгих три столетия. Это так по-человечески: лучшее в людях — использовать против них самих.

7. Почему же тогда варварами в книге называют германцев, а не римлян?

Повествование в романе идет от имени Гая, римлянина. Было бы странным называть варваром самого себя, нет? :)

8. Книга начинается со сцены казни — легионеры распинают германцев. Вообще тема распятия красной нитью идет через весь роман. Не боишься трогать святое?

Не боюсь. Конечно, меня очень интересует тема Христа и то, как символ позора стал символом святости, но роман — не об этом. Распятие — это обычная казнь в те времена. Хотя сознаюсь, без некоторых намеков не обошлось.

9. «В синем плаще с алым подбоем…», будущий центурион Марк Крысобой — это намеренные отсылки к истории Иешуа из романа Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Конечно! Очень люблю этот роман, линия Понтия Пилата и Иешуа там совершенно потрясающая.

10. Что будет в продолжении первой книги?

Многое. История Гая не закончена, ему еще предстоит встретиться с убийцей брата — и это будет встреча, которая перевернет в жизни Гая все… Впрочем, не буду спойлерить. Варвар Тиуториг, который здесь пока на вторых ролях, появится снова, человек в серебряной маске выйдет на первый план, а римские солдаты Марк и Тит Волтумий будут и дальше нести службу. Прекрасная Туснельда станет еще прекрасней… Многое случится, и многое изменится в Германии. И, конечно же, будет рассказана дальнейшая судьба трех римских легионов — Семнадцатого, Восемнадцатого и Девятнадцатого.

Разделы энциклопедии

scheme

Связанные статьи

aleksandr-zorich
Александр Зорич Сомнамбула, Сомнамбула2
aleksandr-chubaryan
Александр Чубарьян Грешники, Хакеры, Хакеры2
aleksej-luk-yanov
Алексей Лукьянов Бандиты, Цунами, Цунами2
andrej-plehanov
Андрей Плеханов Франкенштейн
vadim-chekunov
Вадим Чекунов Тираны2, Тираны3
dmitry-kolodan
Дмитрий Колодан Зеркала, Пангея, Пангея2
elena-kondrateva
Елена Кондратьева Миллиардер, Миллиардер2
igor-alimov
Игорь Алимов Дракон, Дракон2, Дракон3
igor-pronin
Игорь Пронин Наполеон, Наполеон2, Пираты, Пираты4, Пираты2, Пираты3
karina-shainyan
Карина Шаинян Западня, Игра, Че Гевара, Че Гевара2
kirill-benediktov
Кирилл Бенедиктов Блокада, Блокада2, Блокада3, Миллиардер2, Миллиардер3, Новелла по мотивам серии «Миллиардер», Эльдорадо
larisa-bortnikova
Лариса Бортникова Лабиринт, Охотники, Охотники2
maxim-dubrovin
Максим Дубровин Новелла по мотивам серии «Сыщики», Сыщики
polina-voloshina
Полина Волошина Маруся, Маруся3, Новелла по мотивам серии «Маруся»
sergej-volkov
Сергей Волков Маруся2, Сомнамбула3, Чингисхан, Чингисхан2, Чингисхан3
uliya-ostapenko
Юлия Остапенко Новелла по мотивам серии «Тираны», Тираны
urij-burnosov
Юрий Бурносов Армагеддон, Армагеддон2, Армагеддон3, Новелла по мотивам серии «Армагеддон», Новелла по мотивам серии «Армагеддон» , Революция, Хакеры3
urij-sazonov
Юрий Сазонов Тамплиеры